Дмитрий Табачник четвертый год подряд занимает кресло министра. Поэтому ему несложно вести беседу в формате «Эксперта» — максимум цифр и аргументов, минимум политики. Чиновник с гордостью демонстрирует свежие рукописи новых учебников, рисует на листке, как глава таможни и сотрудники аппарата его министерства растаможивали и развозили по областным и районным школам китайские компьютеры. Он призывает обязательно сходить в Театр русской драмы на спектакль «Мнимый больной», терпеливо поясняет, когда иссякнет очередь в детские сады и зачем нужен школьный аттестат.
Своих политических оппонентов Табачник критикует, не стесняясь в выражениях. По мнению министра, реальных поводов для критики у них нет, и поэтому ему всё время приходится развенчивать мифы, вброшенные ими в общество. Например, о полном запрете перекрестного поступления в магистратуру или бездумном повышении учебной нагрузки на вузовских преподавателей.
— По вашей инициативе была внедрена обязательная дошкольная подготовка. При этом в некоторых школах она платная. Да и детских садов на всех не хватает. Нужна ли здесь обязаловка?
— Это — европейский и мировой опыт, то, что в Великобритании и США называется pre-school. Две программы дошкольного воспитания — «Ребенок» и «Уверенный старт» — интересны тем, что их разрабатывали не только сотрудники министерства, но и ученые из Академии педагогических наук, педагоги-практики, воспитатели. «Уверенный старт» прошел около тысячи круглых столов, конференций, обсуждался в полутысяче коллективов младшей школы и дошкольных учреждений.
А детский сад дороже из-за программы не стал. Почему очередь еще сохраняется? Потому что, слава богу, в Украине активно плюсует демография. Но за последние три года в детских садах было создано 204 тысячи новых мест. В 2013-м перед нами стоит задача создать 52 тысячи, а к концу следующего года — сто тысяч новых мест в дошкольных учреждениях всех типов. Мы начинали 2010 год с охвата дошкольным воспитанием 63 процентов детей, сегодня эта цифра составляет 85,5 процента при европейской норме 80. А среди детей пятилетнего возраста 99 процентов имеют возможность посещать детсад.
О школах: если ваш ребенок живет в микрорайоне, где расположена средняя школа, его обязаны туда принять. И тестирование при приеме — это нарушение законодательства.
Конечно, в лучшие средние школы очередь. Вот, например, 153-я гимназия имени Пушкина. Ее предельная пропускная способность, учитывая старое здание, — 56 человек в год, то есть два класса по 28 человек. Даже по 30 детей в класс принимать невозможно: лишняя парта не поместится. А в этом году было подано 186 заявлений.
Точно так же и гимназия имени Молчанова, и Кловский лицей, и лицей «Лидер» обязаны прежде всего принять детей, которые проживают в их микрорайоне, а для остальных необходимо проводить конкурс. Это и есть конкуренция на рынке образовательных услуг. И поэтому директора школ в других микрорайонах также стараются отбирать детей, которые будут хорошо учиться, участвовать в творческих и интеллектуальных конкурсах.
И, конечно, они в первую очередь ориентируются на родителей, имеющих возможность помочь школе. Мы требуем соблюдения двух правил: чтобы деньги не ходили в наличном виде, а шли через безналичный счет, и чтобы все затраты были обязательно согласованы между органом родительского самоуправления и педколлективом. Несколько очень хороших директоров школ и гимназий в Одессе, Львове и Харькове были уволены именно за свободный оборот наличных.
— Зачем нужны целых четыре года обучения в младшей школе? Разве программа подготовки кардинально отличается от традиционной трехлетней?
— Во-первых, это дает возможность более равномерно распределить нагрузку. Настоящая реформа — это повышение качества образования через новые стандарты, новое содержание. Остальное — пяти- или двенадцатибальность оценок, одиннадцать или двенадцать лет обучения, такие уроки или другие — это всё виньетки, кружева, рюшики. Модель костюма или платья от них не зависит.
Эффективность четырехлетнего цикла подтверждена экспериментальными достижениями наших школ, гимназий, лицеев. Он позволяет нам проводить международные мониторинги качества образования вместе со всей Европой. Например, раз в четыре года проводится международное исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) c целью проанализировать, как школьники на уровне четвертого и восьмого классов осваивают математику и естественные науки. Такая обязательная пошаговость позволяет миру объективно исследовать качество украинского, английского, немецкого или болгарского среднего образования.
Во-вторых, это соответствует новым учебным стандартам, которыми мы не без основания гордимся. Даже Совет Европы назвал то, что происходит в Украине, успешным началом «лингвистической революции»: теперь первоклассники обязательно изучают иностранный язык, второклассники — информатику, а пятиклассники — второй иностранный язык. Важно, что введение обязательного иностранного языка по всем социологическим опросам поддержали от 83 до 92 процентов родителей.
Конечно, гимназии и экспериментальные школы давно преподавали иностранный язык с первого класса. Но теперь это обязательный стандарт и в селе Шпитьки, и в Одессе.
— Но кто за это возьмется? Явно не все учителя младшей школы справятся. Остались ли в селе Шпитьки специалисты, которые смогут преподавать английский и информатику?
— Всюду, где в селах есть средняя школа второй-третьей степени (средняя и старшая школа. — «Эксперт»), есть такие специалисты. Эти часы в младшей школе возьмут на себя филологи-предметники и учителя информатики, получая дополнительный заработок.
Школьная формула
— Оправдала ли себя одиннадцатитилетняя система обучения? Не раз и не два говорилось о том, что 17- и 18-летние старшеклассники — уже взрослые мужчины и женщины, и им не место за школьной партой.
— Это общая тенденция для демократических стран: только в тоталитарном обществе детей можно более жестко контролировать. Но хочу заметить, что подростки стремятся к самоутверждению, и когда проводится любой соцопрос, то свои «взрослые подвиги» многие из них преувеличивают.
Если переходить к по-настоящему профильной школе, то есть оставлять только четыре–шесть обязательных предметов, а остальные курсы читать по утвержденным авторским программам, которые самостоятельно выбирает каждый педколлектив, то одиннадцатилетняя школа необходима. Она дает максимальную готовность к получению или профессии, или высшего образования по избранной специальности.
Одиннадцатилетнее украинское образование по интенсивности учебных программ не уступает ни одной европейской системе и имеет наибольшее количество учебных часов среди стран Европы, за исключением Великобритании.
— Это хорошо или плохо?
— Безусловно, хорошо. Раньше школьная программа делилась так: 70 процентов содержания определяло государство (это была инвариантная часть) и лишь около 30 процентов приходилось на вариативную. В новом стандарте — тот же объем часов, но теперь соотношение 49:51. Конечно, вариативную часть нельзя закрывать за счет бальных танцев, курсов кройки и шитья или конного спорта. Но можно выбрать любой предмет и сделать упор на авторские, факультативные курсы по нему.
Представьте: вы — директор школы. У вас есть блестящий учитель биологии — кандидат наук, методист или автор учебников. И вы можете постепенно дрейфовать в сторону биологического лицея. В ином случае можно ввести шесть уроков химии в неделю, ежедневный второй иностранный язык и третий иностранный. Можно брать трудовые технологии и в сельской школе привязывать обучение, например, к агробиологическому циклу предметов, в гуманитарных лицеях — к локальной истории. И полная свобода школы в этой части как раз помогает раскрывать способности педагогического коллектива. Профильная школа без этого невозможна. Это и есть качество образования. А достигать его без творчества и без учета специфики невозможно.
Сейчас в сотрудничестве с Министерством доходов и сборов мы разрабатываем очень интересную программу для 9–11 классов — «Основы налоговых и экономических знаний». Если у вас экономический лицей, а дети собираются поступать на экономику, берите и читайте этот курс.
Вариативная часть позволяет родителям и ученикам определять, в какую школу идти. Поэтому я ратую за контракты с директорами школ. Если в школу не идут, значит, там нет формулы успеха, а никакая школа без этого невозможна. А директор — это главный конструктор формулы успеха.
— Допустим, я разработала талантливую авторскую программу. Сколько времени понадобится, чтобы ее утвердило ваше министерство?
— В зависимости от ваших пробивных способностей. Из 19 тысяч школ сегодня три с половиной тысячи работают по экспериментальным программам. Программы изучают эксперты из специализированных институтов Академии педагогических наук, в основном — Института инновационных технологий и методов образования.
Новые технологии, новая коррупция
— Государственное агентство по инвестициям и управлению нацпроектами запустило проект «Открытый мир». Министерство образования и науки поддержало его. Почему?
— Это пилотный проект, очень интересный. После педагогических конференций, с учетом мнения областных управлений образования, мы отобрали 54 крупные школы, гимназии, а также лицеи. По две в каждом регионе: одну большую школу в областном центре, где обучается до тысячи детей, вторую — сельскую или в районном центре. До начала учебного года они будут укомплектованы абсолютно новой техникой, подключены к широкополосному Интернету и получат возможность проводить занятия он-лайн, дистанционное обучение. Чем это хорошо? Например, сразу в 54 школах лучший математик сможет провести авторский урок.
— Но на практике прекрасная идея оставляет много вопросов: через несколько лет в школах накопятся груды морально устаревшей техники, многих учителей надо самих обучить компьютерной грамоте, работе с мультимедийными досками.
— В дальнейшем функции технологического обновления возьмут на себя местные бюджеты. Поймите меня правильно, я не хочу только хвалить нашу систему, но для того чтобы со второго класса освоить клавиатуру, вполне достаточно даже старенького компьютера. А уже старшеклассники получат лучшую технику. Все учителя информатики и математики в прошлом году поголовно прошли курсы повышения квалификации.
— Есть ли надежда на государственные инвестиции в рамках проекта?
— Надежды пока мало, несмотря на то что в августе 2010-го Кабмин утвердил Государственную целевую программу «100 процентов — о внедрении информационно-коммуникационных технологий в средней школе». В бюджете 2012 года на информатизацию школ ничего заложено не было.
Тем не менее мы выкрутились. В прошлом году благодаря президенту министерство подключили к проекту китайской помощи, и 23,5 тысячи новеньких компьютеров поступило в школы Украины. Наши сотрудники четверо суток разгружали коробки под дождем. По гроб жизни буду благодарен китайцам, президенту, министру обороны Дмитрию Саламатину, который дал взвод солдат для охраны компьютеров, тогдашнему председателю Государственной таможенной службы Игорю Калетнику. Он развернул выносной пункт таможни прямо на летном поле. Садится самолет, а уже за воротами стоят автомобили от каждой области — здесь же технику растаможивают, грузят и увозят. Потеряли 63 компьютера: оказалось, их случайно увезли харьковчане. Но они вернули их херсонцам, которым была положена эта техника.
Не для парламента
— Недавно появился новый учебник по истории Украины для пятого класса. Сразу после раздела «Вторая мировая война» идет «Современная Украина». Куда подевался период жизни целого поколения — 1950–1980-е годы?
— Это по-настоящему качественный учебник. Называется «Введение в историю». В нём минимум персоналий и хронологии, но совершенно новые, интересные разделы — «Что такое история?», «Как связаны история и время?», «Как связаны история и пространство?», «Что можно узнать о прошлом из географических названий?» Весь первый раздел посвящен тому, зачем нужна история и как ее изучать.
— В советское время учебник по истории для четвертого класса начинался примерно с того же. Он даже назывался «Рассказы об истории».
— Правильно. А потом его начали делать политическим. Не нужен десятилетним детям политический учебник! И дальше идет самое важное — то, что сконструировала в ХХ веке самая передовая на тот момент французская историческая школа. Это повседневная история: как жили древние жители Киевской Руси, чем знамениты ее князья, как украинское казачество прославилось в битвах и походах и в какое время, какими были город и село в Украине в XVI–XVIII столетиях, когда открылись первые университеты, почему Великая Отечественная война остается в памяти народа?
Третий раздел посвящен историческим памятникам: самым знаменитым храмам, иконам, древним книгам, средневековым замкам и дворцам. «Что об истории вам могут рассказать улицы и площади?», «Почему парки, сады и скверы являются культурным наследием Украины?» Это — гуманистический учебник. Он написан не для членов парламента, а для детей, у которых нужно пробудить интерес к истории.
— Как сейчас отбираются авторы учебников?
— Мы еще в 2010 году сконструировали сложную, но прозрачную процедуру. На сайте Министерства образования и науки и Института инновационных технологий есть фамилии 550 экспертов из всех регионов Украины, которые участвуют в электронном и личном голосовании по выбору рукописи. После этого рукопись идет на изучение и рецензирование в базовый институт Национальной академии наук (НАН). Экспертизу «Введения в историю» осуществлял отдел украинской историографии Института истории НАН Украины. Педагогическую экспертизу проводит Институт педагогики Академии педагогических наук.
Вот еще одна рукопись учебника по истории. Ее рецензировали все мои оппоненты из Института истории.
Мы издаем примерно сто учебников в год, и, поверьте, министр не в состоянии читать и редактировать рукописи. Чем меньше в учебнике политики, тем больше в нём знаний.
Длинная шкала
— Вы вернули учет среднего балла аттестата при поступлении в вуз. Педагоги утверждают, что чем больше удельного веса он будет занимать в среднем проходном балле, тем больше будет дискредитирована сама идея внешнего независимого оценивания.
— В первые годы абсурдно-навязчивого введения тестирования и полной отмены учета балла аттестата две мои племянницы оканчивали школу. Обе девочки учились хорошо. Могу вам сказать, что это трагедия, когда в последние три года учебы они забрасывают все предметы, кроме тех двух или трех, которые собираются сдавать на тестировании. Я тогда спросил младшую племянницу: «Почему ты не учишь биологию и химию, тебе же нравятся эти предметы?» Она ответила: «Но ведь мне к тестированию нужно готовить только иностранный язык, украинскую литературу и математику». Спрашивается: зачем государство ежегодно тратит миллиарды гривен на предоставление обязательного по Конституции среднего образования? А вот теперь и математика, и химия, и биология дают возможность накапливать баллы.
Смотрите, в 2008 году тестирование давало до 600 баллов — по результатам трех тестов, а аттестат, 11 лет работы, давал лишь 12 баллов! Ну кто же будет заниматься в школе? Лучше учить днем и ночью только три предмета, на каждом из тестов набрать по пять дополнительных баллов и за три месяца репетиторства перекрыть всё, что было в аттестате.
В такой системе сельский ребенок и ребенок из неблагополучной семьи сразу улетает на обочину жизни, поскольку его труд в течение 11 лет ни во что не ставится. А при новой системе, если у него хороший аттестат, он получит около 200 баллов, и это компенсирует отсутствие у него репетитора при подготовке к тестированию. По крайней мере, это социально справедливо.
— Учителя сетуют: старшеклассники заходят на сайт, проходят пробное тестирование, получают приемлемый балл и в ус не дуют, но в результате не умеют говорить, отстаивать свою точку зрения.
— Я не считаю тестирование панацеей от всех бед. Любой инженер и математик вам подтвердит, что чем длиннее шкала, тем точнее измерение. Если бы «профессионалы» из оппозиции не мешали, мы уже вышли бы на наиболее длинную шкалу — тысячу баллов. Из них 600 баллов давало бы тестирование, 200 баллов — аттестат и до 200 баллов — творческое испытание, эссе-мотивация. Такая система практикуется во всём мире. Но демагоги и политиканы мешают нам это сделать.
— Какой эту шкалу видят ваши оппоненты?
— Всё зачеркнуть и перейти к одному тестированию. То есть все болезни, включая инсульт и рак груди, лечить касторкой. Это — средневековое шаманство.
Математика обошла историю
— Дмитрий, Владимирович, педагоги давно призывают дать автономию не только вузам, но и средним школам, сделав финансирование подушным: чтобы деньги шли за учеником, как в медицине — за пациентом, а оплату труда учителя привязать к результатам ученика. Почему вы выступаете против этого?
— Потому что государство должно финансировать подготовку специалистов с высшим образованием — и на уровне бакалавра, и на уровне магистра — по тем направлениям, где наблюдается дефицит специалистов в стране. Вот сейчас в стране не хватает дорожных инженеров, судоводителей, теплоэнергетиков, механиков электрооборудования. А если закрепить за каждым абитуриентом некую сумму, достаточную для получения высшего образования, у нас гипотетически сто процентов студентов будут учиться на юристов и экономистов.
Госзаказ меняется ежегодно — например, в прошлом году подготовка экономистов была сокращена на 39,5 процента, а рост госзаказа на специальности «материаловедение», «металлургия», «разведка подземных ископаемых», «теплоэнергетика» составил от 50 до 70 процентов.
— Система профессиональной подготовки по рабочим специальностям находится в загоне. Около 80 процентов студентов становятся магистрами, которые на заводах работать не будут. Что министерство готово этому противопоставить?
— Да, сейчас родители катастрофически увлечены навязчивой идеей — их дети обязательно должны получить высшее образование. Но осознания того, что хорошая профессия лучше, чем плохое высшее образование, в обществе еще нет.
Мы пытаемся исправить эту ситуацию: разработали целый ряд программ и договоров с крупными корпорациями. Химики, машиностроители, металлурги сами определяют содержание программ в профессиональных технических училищах (ПТУ) и обеспечивают практику учащихся. Уже сегодня стартовая зарплата выпускников некоторых ПТУ может составлять четыре тысячи гривен.
Чтобы повысить конкурентоспособность профтехобразования, мы работаем над новыми учебными стандартами. Раньше было шесть стандартов для сварщика, четыре — для строительного монтажника. Сейчас для этих специальностей разработан один агрегированный стандарт. Это дает выпускникам возможность легче получить работу и больше зарабатывать, поскольку одну очень узкую специальность сменил целый комплекс знаний и умений.
В нынешнем году, согласно количеству зарегистрировавшихся, впервые за семь лет работы внешнего независимого оценивания на второе место после украинского языка вышла математика (61,5 процента), оставив позади историю (60 процентов). Значит, есть некий поворот общества к осознанию того, что инженерные специальности в перспективе помогут сделать лучшую карьеру, чем средненькое гуманитарное образование.
Избыток автономии
— Почему вы запретили перекрестное поступление в магистратуру? Ведь это позволяло получать многопрофильное образование не только в Украине, но и за рубежом. Эксперты сходятся во мнении, что такое решение лишь отдаляет систему высшего образования от европейских стандартов.
— Перекрестное поступление не запрещено. Оно становится возможным, если разрабатывается интегрированный учебный план, который позволяет соединять политологию и философию или культурологию и историю. Но вместе с тем не может инженер-геолог или микробиолог с ходу поступить на магистерскую программу по философии, а историка нельзя принять на термодинамику или оптику. Например, между математикой и психологией академическая разница составляет 24 предмета и три практики. Ведь по созданной национальной рамке квалификаций мы определяем уровень магистра не только как образовательный, но и как первый научный.
Давайте без политики вдумаемся: к примеру, вы четыре года учились на отделении астрономии, а в магистратуру пришли на археологию… Я хочу посмотреть, какой из вас получится магистр. А вот в рамках интегрированной программы — на историю Украины или на историю культуры после археологии — пожалуйста.
— В мае преподаватели вузов протестовали против инициативы увеличения показателя количества студентов на одного педагога с 9–13 до 18. Это новшество противоречит заявленной программе президента. Ведь украинские вузы только тогда смогут конкурировать на мировой арене и войти в топ-500 ведущих учебных заведений мира, когда у преподавателей найдется время на теоретические и прикладные научные исследования. Именно это позволит вузам зарабатывать деньги. Выходит, вы намеренно убиваете науку в высших учебных заведениях?
— В 2009 году было решено довести к концу 2014-го нагрузку на одного преподавателя в вузах как минимум до 20 студентов. Вот постановление Кабинета министров №988 от 12 сентября 2009 года «Об утверждении Прогноза показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, затрат и финансирования на 2011–2013 годы», подписанное Юлией Тимошенко. С того времени этот безграмотный, как и большинство того, что делала премьер Тимошенко, норматив перекочевывает усилиями экономистов и финансистов из одного документа в другой. Но тогда никто ничего не понял: намерение было спрятано в постановлении об оптимизации бюджета.
В национальном плане реформ, подписанном президентом, нет такой нормы. Он предписывает изучить и внести предложение о нормативах до 18 студентов на одного преподавателя. Но до 18 — это и пять, и семь, и девять студентов на одного преподавателя.
На творческих специальностях на одного преподавателя будет приходиться 3,5–4,5 студента. Останется норма, которую мы с огромным трудом пробили через Минфин. При подготовке студентов по специальностям «информационные технологии», «информационная безопасность», «компьютерная инженерия», «программная инженерия» на одного преподавателя придется пять-семь студентов. А в моем родном университете имени Шевченко и сегодня на филологических специальностях, где большинство занятий — лекционные, соотношение преподавателей и студентов составляет один к 50. Никто не будет выстраивать высшее образование под одну гребенку.
Неправильной была постановка вопроса в этом постановлении — перейти к европейским стандартам. Нет европейских стандартов, в маленьких университетах одна нагрузка, в больших — другая. В одном из самых знаменитых университетов мира — Принстонском — бакалавров на каждой специальности в два-три раза меньше, чем магистров.
Должна быть система, учитывающая и количественные, и качественные параметры. Например, у преподавателя, который будет читать лекции для иностранцев, как в Днепропетровском национальном университете, на португальском языке, или, как в Киевском национальном университете имени Шевченко — на английском, должна быть меньше норма нагрузки для подготовки к этим лекциям.
Я абсолютно убежден, что автономии университетов достаточно для того, чтобы разгрузить преподавателя на момент занятия научной темой, докторской диссертацией или подготовкой учебника. Проблема в том, что автономии у украинских вузов сейчас столько, что не все умеют грамотно ею пользоваться.
— О Болонской системе в последние годы почти не слышно. Некоторые европейские эксперты утверждают, что болонская реформа в Европе исчерпала себя, выполнив лишь формальные задачи, но так и не решив проблему рынка труда. Вы согласны с этим?
— Опыт внедрения Болонской системы в Европе и в Украине показал не только ее яркие положительные стороны, но и серьезные недостатки. Самая яркая положительная сторона — это академическая мобильность, когда дипломы разных университетов становятся узнаваемыми, и вы можете продолжить обучение выбранной специальности в другой стране. Именно поэтому свыше 70 украинских университетов развивают стабильное сотрудничество с заграничными вузами и даже выдают двойные дипломы. Например, Харьковский национальный экономический университет имеет около четверти выпускников магистратуры с двойным дипломом — украинским и французским — знаменитого Лионского университета и очень популярного в Европе Страсбургского университета.
Недостаток в том, что мы пытались всё унифицировать, а любая унификация пагубна для высшей школы. Чтобы сформировать программу для инженера по тепломеханике или электрооборудованию, достаточно показать нижнюю границу: сколько нужно часов физики, математики и других предметов. А вот верхнюю планку не надо ограничивать, это — творчество и рост каждого университета.